Сохраненная культура: 2010-2022 Идеи и история проектаПроект «Сохраненная культура» основан в 2010 году петербургским юристом и ученым Виктором Наумовым. Основной информационный сайт - "Сохраненная культура" / The Рreserved culture project (2022): https://prescult.ru «Десять лет с правом оцифровки»
Прошедшие десятилетия в истории России были полны перемен и драматических событий. Социальные потрясения и возникновение нового информационного общества с его цифровым представлением о мире усилили неизбежные потери от времени.
Мы потеряли и продолжаем терять огромное количество духовных и культурных артефактов. При этом больше всего страдают от перемен и потрясений:
— создатели культурного слоя России ХХ века, то есть те, кто исторически ближе всего к современной эпохе, но оказался ею не востребован, не овладел современными технологиями коммуникаций или не был «запечатлен» («оцифрован») в силу иных обстоятельств;
— юные россияне, которые не по своей вине теряют целый пласт отечественного культурного наследия. Притом, что многие работы, созданными российскими художниками, писателями, поэтами, скульпторами, архитекторами, учеными, философами, религиозными мыслителями и другими творцами интеллектуального богатства нашей нации в ХХ веке, не потеряли ни актуальности, ни силы выражения, ни социальной значимости.
По духу эти произведения более близки старшему поколению, но именно сейчас, в наше время, они могут и должны стать существенной основой для формирования духовной культуры и интеллектуального багажа будущего нашей страны – юных россиян.
Самой прямой дорогой, способной привести страну и общество к сохранению культурного наследия и формированию вокруг него новой, современной идеологии России, может стать систематический поиск людей, творивших в прошлом веке, их друзей, коллег, родственников, а также создание системы в информационном пространстве Интернета, с помощью которой страна и наши соотечественники в СНГ и мире получат возможность сохранять и изучать созданные с таким трудом культурные ценности. На решение этой задачи и направлен проект «Сохраненная культура».
Сверхидея проекта — активное вовлечение в процесс сохранения культурного наследия детей и молодежи, юных граждан нашей страны, а также использование новейших информационных технологий как для перевода культурного наследия в цифровой формат, так и для перевода его в общественное достояние.
История проекта
Под знаком бабочки: 10 лет проекту «Сохраненная культура» Из тени в свет перелетая… Арсений Тарковский. «Бабочка» В 2020 году петербургский проект «Сохранения культура» отмечает свой первый серьезный юбилей: 10 лет с момента основания. За эти годы под эгидой проекта с «фирменной» черно-белой бабочкой-логотипом было создано порядка 60 самых разных произведений — от документальных фильмов, CD и DVD-дисков и мобильных приложений для смартфона до печатных книг и изысканных подарочных альбомов с работами петербургских художников. Недавно вышедший документальный фильм «Архитектуры блокады» (2020), рассказывающий о подвиге ленинградцев, об архитекторах, инженерах и художниках и альпинистах блокадного города, защитивших от уничтожения знаменитые на весь мир здания и памятники Ленинграда в годы Великой Отечественной войны — еще одна веха в обширной, постоянно пополняющейся хронологии «Сохраненной культуры». Премьерный показ документального фильма «Архитектура блокады» состоялась в Петербурге 27 января — в День полного освобождения города от фашистской блокады. Большой зал петербургского Дома кино с трудом вместил всех желающих: на премьеру пришли студенты и ветераны, чиновники и бизнесмены, маститые историки и профессиональные архитекторы. Те, кто моложе, занимали приставные стулья и безропотно вставали вдоль стен — лишь бы увидеть фильм. Те, кто моложе, занимали приставные стулья и безропотно вставали вдоль стен — лишь бы увидеть фильм. Позже в Доме кино признавались, что такой аншлаг на премьере именно документальной картины наблюдают впервые: ничего подобного не случалось за все годы существования культового петербургского киноцентра. Перед показом к залу обратилась заслуженная артистка России, депутат Государственной Думы и давний друг проекта «Сохраненная культура» Елена Григорьевна Драпеко. Она призналась в искренней любви к современному Петербургу и вспомнила, как жители послевоенного Ленинграда по собственной инициативе выходили на воскресники и субботники, чтобы помочь городу поскорее возродиться после страшной блокады. С показа не ушел никто – ни один человек! Все 80 минут, пока шел фильм, зрители, а их было не менее 600 человек, не отрываясь, смотрели на экран. Многие факты, документы, фотографии, чертежи и рисунки блокадных архитекторов, представленные в фильме, долгое время были известны лишь узкому кругу исследователей. И до широкой публики дошли только сейчас.
Успех фильма подтвердил и премьерный онлайн-показ, организованный «Сохраненной культурой» совместно с сайтом «Новый газеты». За три неполных дня показа в Интернете «Архитектуру блокады» посмотрели свыше 6000 человек. *** В ближайших планах проекта «Сохраненная культура» — еще одно крупное, знаковое событие: выход четырехтомного собрания трудов Виктора Ильича Кочедамова (1912–1971), талантливого советского архитектора, историка архитектуры и педагога, декана архитектурного факультета Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Постепенно развивается и проходит «обкатку» абсолютно новый для «Сохраненной культуры» формат обучающего сайта «3D-тропы» (адрес в Интернете: http://skxxi.ru). С его помощью не только профессиональные фотографы, но и все желающие — в первую очередь подростки и молодежь — могут освоить искусство создания трехмерных панорам. И не просто выложить их в Интернет, а помочь таким образом сохранению российского культурного наследия. Ведь подробные и технически грамотные 3D-панорамы памятников и других исторических объектов, ныне заброшенных или разрушающихся, впоследствии позволят искусствоведам, реставраторам и другим специалистам достоверно восстановить их исторический облик. Таким образом реализуется главный принцип проекта «Сохраненная культура»: вернуть нечто ценное из тьмы забвения в свет знания. Не дать исчезнуть памяти. И в первую очередь, памяти о людях — художниках, писателях, поэтах, архитекторах, философах и ученых, оставивших яркий след в своей профессиональной сфере, но оказавшихся на обочине новой, цифровой цивилизации. Современные реалии таковы, что человек мог быть настоящей звездой в прошлом, как теперь говорят, «теплом ламповом» веке. Но если сегодня о нем, его творчестве или научной деятельности нет развернутой информации в Интернете, некогда громкое имя начинают забывать. Мы настолько погрузились в новый цифровой мир, что все неоцифрованное воспринимается нами как неважное, нереальное, несущественное и несуществующее и потому может быть безвозвратно утеряно. С этими мыслями в 2010 году был создан проект «Сохраненная культура». О том, как все начиналось, вспоминает основатель и руководитель проекта, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права РАН, руководитель российской практики по интеллектуальной собственности, информационным технологиям и телекоммуникациям, управляющий партнер международной юридической фирмы Dentons Виктор Борисович Наумов: «Идея „Сохраненной культуры“ возникла осенью 2010 года. В то время я готовил к изданию альбом работ моей мамы, художницы Ольги Александровны Биантовской, который я тайно задумал как подарок ей. Работа была необычной для меня и очень непростой: приходилось поднимать архивы в ее мастерской на улице Герцена (ныне Большой Морской) в Петербурге, разбирать графику и плакаты, которые создавались на протяжении почти пятидесяти лет: с 1960 года до конца прошлого десятилетия. Часть работ я узнавал, часть с удивлением пытался вспомнить, для некоторых наугад „проставлял“ год создания. Затем вместе с фотографом ИД «КоммерсантЪ» Александром Коряковым мы снимали мамины работы в высоком разрешении, чтобы иметь возможность издать альбом с иллюстрациями хорошего качества. Наконец альбом был готов. Предисловие к нему написала петербургский искусствовед, профессор СПбГУ Татьяна Семеновна Юрьева. Впоследствии она стала постоянным автором и другом „Сохраненной культуры“. А тогда, на старте, участие Татьяны Семеновны очень поддержало проект. Опыта книгоиздания у меня совсем не было. Поэтому сдав оригинал-макет в печать, я начал анализировать проблемы, с которыми пришлось столкнуться. И неожиданно понял, что самой большой трудностью для меня стала довольно простая вещь — выяснение истории создания тех или иных работ, поиск недостающих произведений и их датировка: как любой художник, список своих трудов и перечень созданных объектов Ольга Александровна Биантовская не вела. В силу обстоятельств обратиться с подобными вопросами было почти не к кому. А если мамины коллеги и знакомые пытались мне помочь, то оказывалось, что их сведения настолько расплывчаты и фрагментарны, что использовать их практически невозможно. Ведь даже я, видевший творчество матери очень близко, многое уже не помнил или просто не знал. Это разочаровывающее открытие натолкнуло меня на размышления о том, что же произошло за последнее время с культурным наследием XX века, особенно второй его половины, когда социальные потрясения и рождение нового, цифрового общества усилили потери от времени? К несчастью, этот процесс неостановим: на сегодняшний день мы потеряли и продолжаем терять огромное количество созданных произведений и информацию о них. При этом больше всего страдают от перемен те, кто исторически ближе к современной эпохе, но оказался ей не нужен, не овладел современными технологиями коммуникаций, не был «запечатлен», то есть «оцифрован», в силу тех или иных обстоятельств. Таких, «оставшихся» в обычном реальном мире, но не попавших в «цифру», подавляющее большинство. Не имея возможности и знаний, эти люди и их научное и художественное наследие теряются и забываются». Уже в первый год существования проекта «Сохраненная культура» были определены две его главные задачи, базирующиеся на программе-минимум и на программе-максимум. Для первой было задумано 12 объектов — альбомов, CD/DVDдисков, электронных книг, разделов сайтов в Интернете, с последующей почтовой рассылкой их материальных копий по библиотекам, музеям и учебным заведениям. Этот план был выполнен в 2014 году. И сегодня счет выпущенных «Сохраненной культурой» объектов пошел на третий десяток, а если учитывать издания и переиздания отдельных произведений, то их окажется более 60. Что же касается программы-максимум, то уже несколько лет в рамках проекта ведется разработка основ организации Интернет-сервиса, который мог бы стать инструментом для тех, кто хочет сохранить творчество уходящих поколений. «В связи с этим проект „Сохраненная культура“ может быть развернут в серьезную инициативу, — считает автор идеи и руководитель проекта Виктор Наумов. — Помимо технического инструмента, потребуются волонтеры, которые будут собирать и обрабатывать информацию, а также помогать всем, кто обладает знаниями об ушедших творцах и желает сохранить память о них, но не владеет современными технологиями. Тем самым болезненное сейчас для многих „цифровое неравенство“ будет преодолено. Сервис должен быть бесплатным, предоставлять методику и поддержку волонтерам и энтузиастам, давать возможность заинтересованным людям самим представлять, каталогизировать и комментировать материалы в рамках открытых стандартов обработки информации. Наиболее близкий аналог — знаменитая «Википедия», только без ее барьеров энциклопедизма и критики. Ресурс должен быть гибким и массовым, для большинства он будет домашним альбомом, библиотекой, галереей, где, как в архивах, будут сохраняться тысячи имен, вокруг которых возможно организовать исследовательскую работу: сервис в одном из своих измерений станет цифровой музейной и научной коллекцией заново открытых значимых достижений. Очень желательно в этом участие регионов, где интерес к предкам и истории малой родины отличается от столичных центров. Насколько это все реально — покажет время. Собственные возможности, как финансовые, так и кадровые, здесь крайне ограничены, и рассчитывать на что-либо ощутимое пока не представляется возможным». Есть и другой аспект, который существенно затрудняет создание задуманного Виктором Наумовым интернет-сервиса: это законодательство об интеллектуальной собственности. Не секрет, что у каждой фотографии, даже если она не один год хранится в семейном архиве, есть автор, порой никому не известный. То же самое относится и к аудио- и видеозаписям, рисункам, картинам. Вот как комментирует эту ситуацию сам Виктор Наумов, напомним, один из ведущих российских специалистов в области охраны прав интеллектуальной собственности в сети Интернет: «Современное российское законодательство не приспособлено к условиям того медийного перелома, который произошел в конце прошлого столетия: если следовать букве закона, то нужно безуспешно искать нигде не указанного автора фотографии или музыкального фрагмента, что почти всегда приводит к понятному результату и рекомендации — ничего не делать. Причиной тому, с одной стороны, и отсутствие в законодательстве специального института „сиротских произведений“ прошлого, которые можно было бы использовать в некоммерческих целях, если не появляется автор или правообладатель, с другой — увеличившиеся сроки охраны прав. По сути даже в рамках „Сохраненной культуры“, проекта небольшого, я смог лично убедиться, что, помимо забвения и социально-политических катаклизмов XX века, культурный пласт и идеи его некоммерческого сохранения губит еще и несовершенное законодательство, направленное на извлечение прибыли из интеллектуальной собственности. Сроки охраны прав на произведения гораздо дольше срока жизни знавших их поколений, а институт свободного использования слаб в своем нормативно-правовом выражении. В результате определяющим является правило: если ты хочешь сохранить не только свое или семейное, а что-то близкое, интересное, важное, но чужое (издать старые статьи или работы художников, опубликовать советские фотографии, сделать интернет-сайт с ними, оцифровать давние радиоматериалы, чтобы безвозмездно поделиться ими с другими) и хочешь действовать скрупулезно и добросовестно, то тебе нужно найти всех (!) правообладателей каждого объекта и уговорить их дать согласие что-то издать или просто использовать. Понятно, что в большинстве случаев это заканчивается вполне предсказуемой и, кстати, совершенно законной просьбой о выплате значительного вознаграждения. Такой возможности у большинства энтузиастов попросту нет, а значит, найденные произведения опять не увидят свет. И шанс, что о них снова кто-то вспомнит, в перспективе равен нулю. Признаюсь: даже в практике „Сохраненной культуры“ были моменты, когда я принимал решение не рисковать и отказывался от довольно заманчивых идей и предложений, потому что реализовать их можно было, только нарушив чужие права и интересы, а найти реальных правообладателей не представлялось возможным». И пусть программа-максимум по созданию глобального интернет-сервиса остается для «Сохраненной культуры» пока не покоренной вершиной, сам проект безусловно состоялся. Доказательство этому — люди, которых «Сохраненная культура» привлекла и уже много лет удерживает на своей орбите. «С самого начала в проекте принял участие уже названный мною фотограф Александр Коряков, — вспоминает Виктор Наумов. — Через несколько лет к нам присоединилась его дочь Дарья Корякова, которая лично оцифровала архивы двух моих дедушек: знаменитого градостроителя, автора генерального плана Ленинграда 1966 года Александра Ивановича Наумова и архитектора, специалиста по градостроительной истории Санкт-Петербурга, Сибири и Дальнего Востока Виктора Ильича Кочедамова. Именно упорный труд Дарьи по превращению стопок бумажных страниц и папок с фотографиями в аккуратные гигабайты цифровой информации позволила нам сейчас не только переиздать хорошо известные в научных кругах труды Кочедамова, но и включить в трехтомник статьи, ранее не публиковавшиеся и существовавшие только в черновой машинописи». Еще один бессменный член братства «Сохраненной культуры» — талантливый дизайнер и художник Инга Цветкова, автор макетов всех книг и дисков проекта. С ней Виктор Наумов знаком еще с середины 1990-х — со времен первого в Петербурге интернет-кафе «Тетрис» и провайдера «Дукс». Еще один давний друг и партнер «Сохраненной культуры» — лидер общественного движения «Информация для всех», старший научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ Алексей Демидов.
«Алексей Александрович сразу заинтересовался самой идей проекта и оказал ей серьезную методологическую поддержку, — рассказывает Виктор Наумов. — И хотя нашими с ним совместными бумагами „во все инстанции“ и докладами на мероприятиях поначалу мало кто интересовался, сейчас ростки этой медийной составляющей постепенно становятся заметными». С легкой руки «крестного» проект «Сохраненная культура» был впервые презентован на авторитетной международной конференции «Интернет: инновационные технологии и инженерные разработки», которая состоялась в петербургском университете ИТМО 18 ноября 2011 года. Сейчас на счету «Сохраненной культуры» десятки презентаций, конференций и форумов. В числе последних — участие в дискуссионной сессии «Право и цифровое культурное наследие» в рамках IX Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ), проходившего в Северной столице 14–18 мая 2019 г. Виктор Наумов выступил в этой дискуссии модератором. И все-таки самой важной и памятной для Виктора Наумова стала научно-практическая конференция «Теоретические и прикладные исследования в области архитектуры, искусства, дизайна и медиа-технологий», которая состоялась 16–17 декабря 2012 года в Омске и была посвящена 100-летию со дня рождения его деда, Виктора Ильича Кочедамова, уроженца этого сибирского города. «Благодаря „Сохраненной культуре“ я впервые в жизни отправился в Омск и проникся огромным уважением к сибирякам, людям гостеприимным и неравнодушным к своей земле и культуре. Но самое главное, что и сейчас, семь лет спустя, наш проект поддерживает самые тесные отношения с организаторами и участниками той Кочедамовской конференции, — говорит Виктор Наумов. — Мне очень приятно, что среди авторов, участвующих в подготовке нового издания трудов Виктора Ильича Кочедамова, много омичей. Это и уважаемый омский краевед, заместитель директора Омской государственной научной библиотеки им. Пушкина Алексей Петрович Сорокин, и профессор Омского государственного технического университета, почетный член Российской академии художеств Алла Николаевна Гуменюк. О нашем многолетнем сотрудничестве с Аллой Николаевной я хотел бы сказать особо: даже я порой завидую той энергии, с которой она продвигает и пропагандирует наследие моего деда Виктора Ильича Кочедамова. Научно-консультационную поддержку изданию оказал директор Омского государственного историко-краеведческого музея Петр Петрович Вибе. Он привлек к работе над нашим проектом еще одного прекрасного специалиста — старшего научного сотрудника отдела хранения и изучения музейных фондов Галину Борисовну Буслаеву. Кстати, именно Галина Борисовна занимается исследованием и музеефикацией весьма обширного архива Виктора Ильича Кочедамова: после того как все материалы были оцифрованы, сам архив в его физическом выражении отправился в Омск, на родину деда. Уже в 2013 году в местном музее прошла первая выставка, где были представлены его рисунки, рукописи, фотографии. Она называлась „Легенды омского краеведения“». Недавно список участников «Сохраненной культуры» пополнил еще один уроженец Омска – талантливый сибирский программист Антон Тарасевич. В рамках проекта он разработал мобильное приложение для прихожан Свято-Троицкого кафедрального собора города Саратова и сейчас по его аналогии создает сервисы для других православных храмов. Да, вот такая широкая у «Сохраненной культуры» география! С легендарным волжским городом и его главным храмом связана одна из самых ярких и одновременно самых трагичных и не простых для восприятия страниц проекта — документальный фильм «Надежда на спасение» (2018). Картина повествует о жизни, служении и мученической гибели за веру настоятеля Свято-Троицкого собора города Саратова, протоиерея Геннадия Махровского: в сентябре 1919 года он был расстрелян сотрудниками саратовского ЧК по сфабрикованному обвинению в контрреволюционной деятельности. Вместе с отцом Геннадием на краю городского кладбища были казнены еще 27 человек. Режиссером фильма стал известный петербургский документалист Максим Якубсон. С проектом «Сохраненная культура» он начал работать в 2015 году. «С Максимом и его командой — оператором Георгием Поротовым и режиссером монтажа Александром Эжбером — мы сначала сделали „Поместье Рашкова“ — документальную историю о петербургском художнике, мастере иронического реализма Георгии Рашкове, — вспоминает Виктор Наумов. — Потом был „Остров информатики“. Фильм совершенно на другую тему: основанный еще в советское время Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации РАН отмечал 40 лет с момента основания. И я, как его бывший сотрудник, захотел сделать подарок бессменному директору института Рафаэлю Мидхатовичу Юсупову и своим коллегам, с которыми познакомился очень давно, еще в 1980-х годах, когда был учеником 30-й физико-математической школы города Ленинграда, а затем вместе работал до начала 2000-х. Было важно показать, почему люди занимаются наукой, как сохраняется преемственность поколений, что может быть сделано и что реально делается для поддержки ученых в современных условиях. Уже в процессе работы над „Островом информатики“ возникла идея следующего фильма — о саратовском протоирее Геннадии Махровском. И тут перед нами стояла довольно сложная задача, потому что род Махровских — это часть моей семьи. Внучка расстрелянного чекистами саратовского священника, известный ленинградский архитектор и градостроитель Александра Викторовна Махровская[1], впоследствии вышла замуж за Виктора Ильича Кочедамова [2] и стала моей бабушкой. Поэтому для меня фильм об отце Геннадии с самого начал был больше, чем история о вере, жизненном выборе и мученической смерти настоятеля Свято-Троицкого кафедрального собора города Саратова. Это реальная судьба моего прапрадеда». Недавно Максим Якубсон завершил работу над четвертым фильмом «Сохраненной культуры». Это уже упомянутая документальная лента «Архитектура блокады», премьера которой состоялась в январе 2020 года.
Саратовскую линию в проекте продолжил диск «Образы и судьбы. Фотографии и документы из частного архива В. В. Гиттермана». Его выход был приурочен к трагической дате: 100-летию массовых расстрелов саратовских священнослужителей и мирян в сентября-октябре 1919 года [3]. Среди прочих документов на диске опубликованы послания протоирея Геннадия Махровского, которые он писал, находясь в тюрьме, незадолго до своей трагической гибели.
Эти письма музею истории Свято-Троицкого собора в Саратове передал один из потомков расстрелянного священника — петербуржец Вадим Вадимович Приходько. «Публикация стала возможной благодаря „Сохраненной культуре“ и лично Виктору Наумову, — говорит одна из составителей диска, куратор музея истории Свято-Троицкого собора Саратова Ирина Воронихина. — Виктор Борисович, как и Вадим Вадимович Приходько, является праправнуком протоиерея Геннадия Махровского и связан с саратовским коллекционером Владимиром Всеволодовичем Гиттерманом родственными узами по линии жены отца Геннадия, Лидии Махровской (в девичестве Алфионовой). Таким образом, этот проект объединил сразу нескольких потомков саратовских священников». «С Ириной Васильевной Воронихиной и вторым составителем диска — саратовским краеведом Валерием Владиславовичем Тепловым мы познакомились довольно давно, еще до съемок „Надежды на спасение“. Фактически сама идея фильма о Геннадии Махровском возникла при их непосредственном участии, — вспоминает в свою очередь Виктор Наумов. — Большую роль в создании фильма сыграл и саратовский ученый Александр Мраморнов, специалист по истории Русской православной церкви, много лет посвятивший изучению „красного террора“ и печально знаменитого судебного процесса над саратовским духовенством в 1918–1919 годах. Кроме того, Александр Игоревич уже много лет занимается восстановлением единственного в России храма Святой Аллы Готской в селе Старая Потловка Пензенской области». *** «Сохраненная культура» в буквальном смысле притягивает ярких, неординарных и при этом творческих, деятельных людей — настоящих созидателей. Формирование комьюнити происходит естественным путем, что еще раз доказывает востребованность и жизнеспособность проекта. «Пул совместной работы с другими проектами формировался постепенно, — отмечает Виктор Наумов. — В 2012 году мы начали работать с петербургским фотографом Евгением Павленко, признанным мастером 3D-панорам. Именно он сделал для нас трехмерные панорамы Свято-Троицкого кафедрального собора города Саратова и петербургского храма Иконы Божией Матери „Всех скорбящих Радость“. Но настоящее, серьезное сотрудничество, уже на уровне создания отдельного образовательного сервиса, началось намного позже, в 2016 году. Сейчас это вполне самостоятельный сайт „3D-тропы“, общедоступная и совершенно бесплатная для пользователей обучающая программа по созданию трехмерных панорам. Ресурс адресован всем, кто интересуется фотографией, но также может быть использован в качестве учебного и методического пособия в средних общеобразовательных школах, вузах, учреждениях дополнительного образования и православных воскресных школах. Мы это только приветствуем. Особенно сейчас, когда сайт уже заработал, но пока находится в режиме тестирования. Чуть позже, в 2013 году, я имел удовольствие познакомиться с Юрием Метелкиным, популярным советским музыкантом, основателем ВИА „Синяя птица“, а ныне еще и автором мощнейшего культурного интернет-проекта „Старое Радио“ (адрес в Интернет: http://staroeradio.ru/). В процессе постоянного общения с Юрием Ивановичем возникло отдельное направление — „Сохраненное радио“. Его целью стало создание системы доступа к советским радиопрограммам 1950–1970-х годов — для пожилых людей, находящихся в учреждениях здравоохранения и социальной сферы. Для этих людей, зачастую оставшихся без должного внимания и заботы родных, услышать звуки своей эпохи, когда они были счастливы и молоды, может быть радостью». В этот же период «Сохраненная культура» обрела единомышленников в городе Выборге. Постоянным партнером проекта стал уроженец и настоящий патриот этого города Виктор Михайлович Станковский. Совместно с галереей «Мой Выборг» был подготовлен и издан альбом фотографа Андрея Степановича Мысько «Выборг и Монрепо» — Станковский написал к нему предисловие. Сейчас это издание уже стало библиографической редкостью, хотя часть тиража всех книг «Сохраненной культуры» обязательно рассылается по библиотекам Санкт-Петербурга и других регионов страны. Затем увидела свет знаменитая и ничуть не менее популярная «Wiborgiana»: сборник ярких, увлекательных и в то же время очень детальных краеведческих очерков выборгского историка, поэта и переводчика Михаила Николаевича Костоломова [4]. А недавно вышла из печати еще одна книга выборгского цикла: стильно оформленный том «Выборгский трамвай. В память о финско-советском трамвае в городе Выборге 1912-1957 годы». Автором этой книги стал шведский исследователь, волонтер, фотограф и историк трамвайного движения Пер Рикхеден.
Еще один выборгский автор в библиографии «Сохраненной культуры» — Эльга Николаевна Абакшина, культуролог, педагог, один из создателей музея-заповедника «Парк Монрепо», основатель и президент первого Национального клуба породы фараоновых собак. Осенью 2019 года в рамках проекта «Сохраненная культура» была напечатана книга Э. Н. Абакшиной «Звездные друзья человека. Собака на грани Миров», посвященная истории древней породы, начавшей свой путь по России именно с Выборга.
*** Сравнительно недавно, в 2015 году, «Сохраненная культура» начала сотрудничать с НП «Серебряное кольцо России», его директором Николаем Витальевичем Иевлевым и председателем, идейным вдохновителем и энергетическим центром Тамарой Николаевной Чистяковой. «К сожалению, Тамары Николаевны уже нет с нами, она ушла из жизни 24 сентября 2019 года. И для каждого участника проекта это большая личная потеря, утрата близкого человека. Тамара Николаевна – настоящий, серьезный ученый: градостроитель, кандидат экономических наук, эксперт в сфере регионального туризма. И в то же время — идеальный управленец, прирожденный организатор, способный вдохновить, повести за собой. Она заражала всех нас своим бурлящим, искрящимся жизнелюбием, безграничным оптимизмом, жаждой плодотворной, созидательной деятельности, — говорит Виктор Наумов. — Именно с подачи Тамары Николаевны Чистяковой и при ее активном участии была подготовлена книга воспоминаний об Александре Викторовне Махровской, моей бабушке, супруге Виктора Ильича Кочедамова. И только после этого мы приступили к работе над авторской монографией Чистяковой об уникальной туристическо-рекреационной системе „Серебряное кольцо“ и главных достопримечательностях 11 регионов, входящих в ее состав: Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Республики Карелия, Новгородской, Псковской, Вологодской, Архангельской и Мурманской областей, Республики Коми, Ненецкого автономного округа и Калининградской области». Так появилась книга, а точнее, красочный, богато иллюстрированный альбом-путеводитель «Серебряное кольцо России». В издании рассказывается о сохранении культурного наследия и развитии туризма в Северо-Западном федеральном округе. «Долгая и кропотливая работа над книгой Тамары Николаевны Чистяковой свела меня с замечательным петербургским писателем, историком, краеведом Константином Жуковым, который стал постоянным литературным редактором и соавтором наших изданий, — продолжает Виктор Наумов. — Уже в 2016 году благодаря его глубокому краеведческому исследованию увидела свет наша следующая книга — „Дом академиков. Истории и судьбы“. Примечательно, что отдельный раздел в ней составили живые, очень колоритные рассказы и воспоминания жильцов знаменитого дома. Еще одну часть написала Людмила Ивановна Громова, главный хранитель музея-квартиры И. П. Павлова: знаменитый естествоиспытатель прожил в доме Академии наук на набережной Лейтенанта Шмидта 18 лет». В июне 2017 года книга «Дом академиков. Истории и судьбы» стала лауреатом XIII Всероссийского конкурса региональной и краеведческой литературы «Малая Родина», организованного Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям (Роспечать). Победу изданию присудили в номинации «Люди нашего края».
*** В новом издании «Сохраненной культуры» — четырехтомном собрании трудов Виктора Ильича Кочедамова — Константин Жуков подготовил вступительный очерк и сопроводительные статьи ко всем петербургским материалам второго тома. Но прежде он совместно с редактором и корректором Аллой Степановой провел поистине титаническую работу по расшифровке и сопоставлению черновых материалов из оцифрованного, музеефицированного, но пока еще не до конца изученного архива Кочедамова. Таким образом, новое издание трудов архитектора приобрело статус серьезного научного исследования, который еще предстоит оценить специалистам. Еще одна особенность четырехтомника — вступительные статьи и обширные научные комментарии к трудам Кочедамова, написанные современными исследователями градостроительной истории Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии: именно эти регионы наряду с Ленинградом-Петербургом вдохновляли Виктора Ильича в течение всей его жизни. В подготовке издания приняли участие такие корифеи отечественной науки, как доктор архитектуры, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук Юрий Иванович Курбатов, доктор архитектуры, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук Николай Петрович Крадин (Хабаровск); доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук Анна Юрьевна Майничева (Новосибирск), а также доктор архитектуры, главный научный сотрудник отдела проблем реконструкции и реставрации НИИТИАГ, профессор кафедры «Градостроительство» Института архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета Владимир Иннокентьевич Царев (Красноярск); искусствовед, руководитель Центра документации наследия Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева Владимир Иванович Плужников (Москва); член Геральдического совета при Президенте РФ Михаил Юрьевич Медведев (Санкт-Петербург); кандидат технических наук, профессор Волгоградского государственного технического университета Петр Петрович Олейников (Волгоград); кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Тобольского музея-заповедника Игорь Валерьевич Балюнов (Тобольск); кандидат исторических наук, научный сотрудник Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина Егор Андреевич Багрин (Санкт-Петербург) и др. Выпуск четырехтомника В. И. Кочедамова, безусловно, станет большим событием для «Сохраненной культуры». Это и весьма серьезный опыт, и новые контакты, и широкая, поистине всероссийская аудитория: от Северо-Запада России до Сибири и Дальнего Востока. Есть все основания полагать, что в новом персональном десятилетии петербургский проект сможет не только удержать взятую высоту, но и существенно расширит географию своих друзей, соавторов и единомышленников. А значит, полет изящной черно-белой бабочки продолжается. Кстати, появился этот символ проекта совсем не случайно: бабочка — фрагмент одной из работ Ольги Александровны Биантовской, с альбома которой началась в 2010 году «Сохраненная культура». 02.02.2020 Анна Асмолова, культуролог, журналист, координатор проекта «Сохраненная культура»
[1] В 2014 году в рамках проекта «Сохраненная культура» вышла книга «Александра Махровская: ученый и градостроитель. Воспоминания друзей и коллег». В ней рассказывается о творчестве и жизни ленинградского и петербургского архитектора, члена корреспондента РААСН А. В. Махровской (1917–1997). Издание воссоздает атмосферу архитектурной жизни советского Ленинграда, а также включает фрагменты научных статей и монографий А. В. Махровской, посвященных проблемам реконструкции исторических городов. Работа над книгой велась в новом для проекта формате регулярных встреч, обсуждений и воспоминаний с участием всего авторского коллектива – друзей и коллег Махровской. «Так в «Сохраненной культуре» открылась новая грань возможностей, когда группа людей, весьма занятых и очень непросто живущих в новой эпохе, но единомышленников и молодых духом, создала вместе, помогая друг другу, важный для сохранения фрагмент культуры и знаний эпохи уходящей», – отмечает Виктор Наумов [2] В первый том нового четырехтомного издания трудов В. И. Кочедамова войдет статья А. В. Махровской «Воспоминания о Викторе Ильиче Кочедамове», написанная в 1984 г. Ранее текст был опубликован в книге «Архитекторы об архитекторах. Ленинград — Петербург. XX век» (СПб., 1999, составитель Ю. И. Курбатов). [3] Презентация диска «Образы и судьбы. Фотографии и документы из частного архива В. В. Гиттермана» состоялась в информационно-просветительского центра Свято-Троицкого кафедрального собора города Саратова 28 сентября 2019 года.
[4] Книга стала посмертным изданием, своеобразным памятником М. Н. Костоломову: талантливый ученый, знаток выборгской истории и топонимики, одаренный литератор скончался 18 марта 2016 года.
Статьи и материалы о проекте
Проект «Сохраненная культура» на форуме «Государство и религия: пути диалога»
29-30 октября 2019 г. в Санкт-Петербурге на базе Санкт-Петербургской духовной академии, Северо-Западного института управления РАНХиГС и Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина состоялся общественно-научный форум «Государство и религия: пути диалога». В программу форума была включена презентация: «Проект "Сохраненная культура": от бумажного архива к Интернет-интерактиву. Опыт фиксации и продвижения духовного и культурного наследия через создания цифровых объектов и сервисов».
Здесь представлены материалы нашего участия в форуме: презентация и текст доклада. Авторы: руководитель проекта Наумов В. Б., координатор проекта Асмолова А. Н.; дизайн: Цветкова И. А.
Коллекция «Сохраненная культура». Книги, архивы, графика, живопись, кино, 3D-панорамы (2010-2017) Издание «Коллекция „Сохраненная культура“» (выпуск - декабрь 2017 года) состоит из книги и пяти DVD-дисков. В книге рассказывается об идеологии проекта «Сохраненная культура», истории его создания, ведущей отсчет с 2010 года, о единомышленниках проекта, чьим творческим трудом удалось создать довольно много различных объектов — книг, оцифрованных архивов и художественных произведений, фильмов и 3D-панорам. Все объекты записаны на пяти дисках.
Книга «Дом академиков: история и судьбы» стала победителем в номинации «Люди нашего края»
История проекта «Сохраненная культура», статья из книги «Александра Махровская: ученый и градостроитель. Воспоминания друзей и коллег», 2014 (.pdf, 139.4Kб, ) Презентация «Проект "Сохраненная культура": идеология, политика и правовые аспекты интеллектуальной собственности», 2013 (.pdf, 3.9Мб, ) Сохраненная культура. Публикация в Legal Success Magazine, № 4, 2012 (.pdf, 362.2кб) «Культурное наследие в киберпространстве: проблемы права интеллектуальной собственности». Презентация концепции Проекта «Сохраненная культура (.pdf, 1.1Мб, 2012) Постоянный адрес этой страницы: www.russianlaw.net/art/history/ |
Внимание: использование произведений возможно только при условии получения предварительного согласия их авторов и правообладателей. В случае использования произведения в соответствии со ст. 1274 ГК РФ требуется указать автора, название произведения и источник - настоящий сайт www.russianlaw.net |