Распечатать

Начинающему фотохудожнику перед дебютом в INTERNET

Опубликовано: 25 октября 1998 года

Судя по тому сколько рекламных материалов по цифровым фотокамерам появилось в 1998 году в различных специализированных и общедоступных изданиях (в том числе и в ФотоZOOM !) в скором времени следует ожидать лавинообразного увеличения числа фотошедевров, доступных для просмотра в сети Интернет.

На случай надейся, а сам - не плошай!

Не исключено, что каждому фотолюбителю хотя бы один раз в жизни повезёт так же, как и фотокору Александру Исаченко в 1989 году, успевшему снять неповторимый кадр, когда на встрече Бориса Ельцина с командой американского журнала "Тайм" молодой корреспондент Тэд Тай буквально на мгновение непринуждённо схватил будущего президента России за обе щёки.

В "Тайм" потом появилась эта фотография с текстом: "…Тэд Тай учит Бориса Ельцина искусству улыбаться". Фотографию перепечатывали не один раз, а автору за разрешение на очередное воспроизведение выплачивали вознаграждение. Наверное, вознаграждение было несопоставимо с окладом журналиста, так как Исаченко, говорят, ушёл из журналистики и посвятил большую часть своего времени хобби: подводной фотоохоте. (Возможно, после выхода на пенсию, Ельцин найдёт время перелистать статьи Гражданского Кодекса РФ и сочтётся с Исаченко.) А если бы в те времена сеть Интернет была так же популярна, как теперь? Наверное, Исаченко не удержался бы от соблазна поместить фотографию в сеть, после чего его коммерческие успехи стали бы непредсказуемыми.

Найти и скопировать? - Это очень просто!

Год назад, с лёгкой руки фотохудожника Евгения Мохорева, мне пришлось решать для него реальную поисковую задачу: найти в сети все упоминания о нём самом и его друзьях-фотографах. Первоначально не зная толком, как это делается, и, имея под рукой адрес только одного поискового сервера www.altavista.digital.com, нам уже через несколько секунд после ввода первой фамилии в диалоговое окно, удалось получить на экране перечень публикаций из 13 позиций, в которых упомянуто интересующее нас лицо. Ещё через несколько секунд на экране стали загружаться фотографии и одну из них мы тут же распечатали на струйном принтере. Качество фотографии получилось, по крайней мере, не хуже чем у тех, которые можно увидеть на страницах журнала "ФотоZOOM".

Лично меня лёгкость доступа к чужой интеллектуальной собственности удивила. Не знаю, какие чувства испытывал Мохорев? А за прошедший год всё стало ещё гораздо проще, и теперь любой желающий может безвозмездно войти в сеть Интернет с компьютера Российской национальной библиотеки и в течение часа записывать на диск всё, что понравится. Оплатив потом дежурному библиотекарю стоимость чистой дискеты, можно переписать на неё свой архив и забрать с собой для изучения в непринуждённой обстановке того, на что обычно не хватает времени в активном режиме.

Через год я повторил запрос слово в слово, и та же поисковая система предложила мне уже 1165 документов на заданную тему! Даже с учётом скидки на неизбежный информационный шум, потенциальные поисковые и рекламные возможности Интернет выглядят потрясающе. С тех пор я окончательно и бесповоротно поверил в Интернет не только как в средство для отдыха, но и как средство для решения разнообразных профессиональных задач.

Что "можно" в Интернет?

Для фотохудожника Интернет - это прежде всего возможность заявить о себе всему миру практически без всяких материальных затрат (есть сервера, где любому желающему бесплатно предоставляется до 10 Мбайт для размещения информации) и без отчёта перед кем-либо о форме и содержании размещаемой информации.

Ограничивающими факторами по существу являются лишь нехватка собственного времени (на обработку и ввод информации), а также личные моральные принципы и здравый смысл (зачем выставлять на всеобщее обозрение то, что может повредить автору или другим лицам?).

При этом следует учитывать особенности цифрового представления размещенной в сети информации, позволяющие, в частности, получить практически "мгновенно" точную электронную копию любого фотоизображения именно с тем разрешением, которое было выбрано автором. С такой же лёгкостью "можно" модифицировать изображение до неузнаваемости, используя неисчерпаемый арсенал программ векторной и растровой графики. Одновременно "можно" снабдить фотографию таким текстом, который заденет честь и достоинство автора фотографии или других лиц.

И, наконец, результаты такой "творческой" деятельности "можно" разместить на своём сервере и использовать в коммерческих целях, присвоив себе авторство. Особо изощрённым способом пиратства бывалые интернетчики считают использование чужих изображений без явного переноса с сервера на сервер, а путём применения на своих страницах таких ссылок на отдельные элементы чужого сайта, которые создают ложное впечатление об авторстве. В этом случае, кроме кражи интеллектуальной собственности у автора, фактически воруются и ресурсы сети передачи данных провайдера, обслуживающего настоящего автора. Такая ситуация позволяет рассчитывать на объединение усилий обиженных сторон и расправа с пиратом может быть гораздо круче. А хороший опытный провайдер услуг Интернет поможет автору собрать доказательства и подскажет технические приёмы, с одной стороны - затрудняющие копирование, а с другой стороны - облегчающие поиск украденных из сети изображений.

Дискуссия виртуальная о правах реальных.

Слово "можно" в предыдущих абзацах приведено в кавычках, так как все вышеперечисленные действия противоречат авторскому праву большинства стран мира, присоединившихся к Бернской и Всемирной конвенциям об авторском праве. Однако техническая лёгкость, с которой возможно нарушение авторского права в Интернет, по сравнению с другими способами заимствования результатов творческой деятельности, вызывает у многих неодолимое желание это право нарушить.

И даже широко известный по сетевым публикациям сотрудник Петрозаводского отделения фирмы "КОДЕКС" правовед (!) Денис Савельев (htpp://students.soros.karelia.ru/~dsavel) несколько "дрогнул" и на первом виртуальном семинаре "Право и Интернет" (www.vic.spb.ru/SEMINAR/s01.htm) выступил с предложением, а не узаконить ли некоторые исключения из авторского права применительно к Интернет, учитывая техническую простоту бесконтрольного копирования материалов, доступных через сеть. (Аналогично можно предложить узаконить исключение для владельцев новейших иномарок на право езды по улицам со скоростью более 80 км/час!)

Горячий сторонник абсолютной свободы сети экономист Николай Чувахин (www.yi.com/home/ChuvakhinNikolai), опасаясь какого-либо "регулирования" в сети (особенно - "цензуры со стороны государственных органов"), и опираясь на некоторые парадоксальные примеры в "манифесте экстремиста-технократа" (как он сам называет сочинённый им документ для подборки Виктора Наумова на сервере www.vic.spb.ru/), также пытается доказать "абсурдность в контексте Интернет" понятия защита авторского права.

Однако, большинство представителей сетевого сообщества, придерживается нормального конструктивного подхода к проблеме авторского права в Интернет. Наиболее категорично по этому поводу высказался Александр Ивлев (www.kadis.spb.ru) в статье: "Проблема, которая выдумана".

Действительно, ни один российский закон, по крайней мере, не мешает осуществлению защиты авторского права в Интернет. Другое дело, что желание защищаться у российских авторов возникает не часто, в том числе и при традиционных случаях нарушения прав на печатную или аудиовизуальную продукцию. Нам всем предстоит ещё долго учиться на своих или на чужих ошибках. (Кстати, отрадный факт: в программу профессионального фотографического образования учебного центра "Фотохудожник" включён раздел "Авторские и юридические права фотографа".)

Кроме того, в настоящее время по инициативе Валерия Степанова в сети обсуждается вопрос о создании WEB-депозитария (см., например, статью Виктора Наумова www.duх.ru/guest/vic/). Услуга предназначена для защиты формы и, возможно, содержания, по крайней мере, избранных публикаций в Интернет путем безусловной регистрации и помещения (всех!) страниц и сайтов клиентов в специальный депозитарий, что расширит возможности по установлению даты приоритета, а также по проверке идентичности копий и корректности содержания в спорных ситуациях. Реальна ли такая задача? Присоединяйтесь к дискуссии.

Равнение на передовиков! Защищайтесь, господа!

В США, где законы об авторском праве реально работают уже более ста лет, могут позволить себе принять специальный закон о нарушении авторских прав в Интернет. Билл Клинтон подписал такой закон, по которому за пиратское тиражирование авторской продукции, похищенной из сети, злоумышленнику грозит лишение свободы на срок до трёх лет и штраф от $ 100 тыс. до $ 250 тыс.

Но ещё задолго до подписания столь узконаправленного закона во Флориде в 1993 году проходило слушание по делу "Playboy Enterprises Inc. против Френа". Тогда суд, используя общеизвестные положения авторского права, признал виновным провайдера Интернет за предоставление своим абонентам возможности делать копии фотографий из Playboy, и, естественно, не принял оправдания обвиняемого, что каждый пользователь делал копии самостоятельно. (Пожалуй, ни в одной стране мира в законодательстве об авторском праве не найдётся формулировок о каком-либо принципиальном различии электронной копии от копии бумажной с юридической точки зрения.) Не только продавать товар, но и предоставлять какие-либо услуги с использованием неправомочно полученных результатов чужого творческого труда нельзя!

Однако не проходит и пяти лет, как компания "Playboy Enterprises Inc." выигрывает в суде очередное дело на этот раз против американской компании "Five Senses Productions" о несанкционированном использовании в сети Internet ее интеллектуальной собственности, а именно - почти 7500 фотографий. Федеральный суд Южной Калифорнии обязал "Five Senses Productions" и лично ее хозяина Франческо Санфилиппо выплатить "Playboy Enterprises Inc." $3.74 миллиона компенсации, а также возместить судебные и адвокатские издержки.

А вот аналогичному российскому эротическому изданию "Андрей" пришлось самому выступать в роли ответчика и заплатить 35 000 000 рублей (в 1995 году) "за возмещение морального ущерба" Наталье Пацуре за фотографии, размещённые в журнале без предварительного согласования договора о передаче прав (хотя бы на одноразовое использование).

По-видимому, пока это экономически выгодно, нарушения авторского права были, есть и будут. Надо относиться к этой проблеме адекватно, но не облегчать участь потенциальных "пиратов", а применять разнообразные способы технической и юридической защиты, не стесняться предъявлять претензии нарушителям, и если взаимопонимания достичь не удаётся, то смело подавать иск в суд.

От знака тайного - к знаку товарному!

Когда в начале семнадцатого столетия были изобретены логарифмы, вскоре (лет через десять, в те времена авторы не торопились!) появились собственноручно рассчитанные таблицы логарифмов. В предисловии к первому изданию автор написал, что они содержат несколько ошибок, местоположение которых ему хорошо известно, но они (ошибки) не приведут к большим погрешностям при предсказании, например - лунных затмений, зато позволят с абсолютной точностью уличить нерадивых учеников в плагиате и посмеяться над ними. В эпоху развитого капитализма тоже можно посмеяться и простить, а можно воспользоваться всей мощью международного права. Главная задача при этом - найти и доказать факт нарушения авторских прав. Для этого используют различные знаки (а иногда - их отсутствие, которое не бросается в глаза, но…. работает!).

Современные способы защиты информации позволяют уличить в плагиате не только текста, но и изображения, да и любых других файлов, применяемых в частности в мультимедийных технологиях. Многие способы основаны на использовании так называемых "водяных знаков". Пример использования явных "водяных знаков" в форме стилизованной полупрозрачной буквы "С" можно посмотреть на сервере www.corel.com компании "Corel" , один кадр из фотогалереи которой в учебных целях (и только!) представлен рядом с заголовком настоящей статьи. Аналогичный способ защиты своих экспозиций знаком "Э" применяет Эрмитаж (www.hermitage.ru) , но, по-видимому, выборочным порядком (или с использованием тайного знака?). По крайней мере, в "зале Французской живописи" пока ещё "можно" самостоятельно получить копии с качеством, достаточным "для экрана". А вот Третьяковская галерея на сервере www.museum.ru поторопилась выставить в сеть высококачественные (далеко не 72dpi) цифровые копии своих шедевров без всякой защиты, и по требованию общественности (в лице корреспондента газеты "КоммерсантЪ") эти страницы пришлось закрыть, дабы никто не смог использовать их для полиграфического воспроизведения.

Прекрасный обзор по материалам зарубежных сайтов на тему "водяные знаки" подготовлен Александром Николенко в журнале "Мир Internet" №6/98. А по конфиденциальным сведениям, полученным из отечественных источников, объединёнными усилиями учёных Государственного Оптического Института им. С.И. Вавилова и НТЦ "ПРОГРЕСС" (www.angelfire.com/biz/spbprog) ведется разработка методов и алгоритмов защиты цифровых изображений и возможно уже скоро будут предоставлены услуги по их применению для решения вопросов по защите авторских прав.

При этом следует учитывать, что подобные технологии позволяют не только пометить "водяным знаком" свои авторские произведения, но и относительно легко с помощью поисковых "пауков" выявить нарушения авторских прав (по крайней мере, в пределах сети) и представить владельцу прав сводный реестр нарушителей. Заодно из той же сети можно попытаться вытащить и приобщить к делу сводку о финансовом положении нарушителей. Потом остаётся выбрать самого благополучного и провести показательный судебный процесс по переводу в состояние близкое к полному разорению.

Российское законодательство уже содержит все необходимые для этой экзекуции статьи. Судите сами: по ст.146 УК РФ за нарушение авторских и смежных прав можно получить до 5 лет лишения свободы, штраф до 800 МРОТ, плюс - выплата компенсации владельцу авторских прав до 50000 МРОТ. А если этого покажется недостаточно, то опытный адвокат подскажет дополнительные возможности компенсаций по ст. 12 ГК РФ и за упущенную выгоду, и за реальный (а возможно и за моральный) ущерб. Если же используемый автором "водяной знак" одновременно представляет собой точную копию зарегистрированного в Роспатенте так называемого товарного знака, то за его незаконное использование также есть соответствующая статья 180 УК РФ. Было бы желание воспользоваться своими правами!

Альтруизму - быть!

Всё хорошо в меру! Представьте себе, что за право посмотреть на фотографию красивой девушки, вам предварительно нужно будет найти автора и получить у него разрешение. Даже если это разрешение вы получите бесплатно, сама процедура его получения может надолго отбить желание смотреть на кого-либо. Поэтому в законодательстве об авторском праве большинства стран оговаривается возможность свободного получения единичной копии для личного использования (Личного!!! Но ни в коем случае - не коммерческого!).

В этом же направлении действует Закон РФ "О МУЗЕЙНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУЗЕЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", принятый в 1996 году, предоставивший самим музеям право принятия решения об использовании изображений музейных экспонатов: бесплатно, за деньги, или - никому, ни за что! Тем не менее, число общедоступных экспонатов различных музеев в сети Интернет растёт не по дням, а по часам. Спасибо альтруистам!

А вспоминая о представительстве рядовых фотолюбителей (и мастеров) в сети, необходимо подчеркнуть их массовый альтруизм, без которого сеть не стала бы тем, чем она является сегодня!

Посетите, например, страницы некогда гонимой общественной организации www.holynature.ru Обратите внимание на фото www.holynature.ru/HN-Gallery/ClearWater/clear03i.jpg (или другие, на первой странице сайта). В отличие от qirls фирмы Corel наша девушка прикрыта не "водяным знаком", а натуральной живой водой, играющей под лучами солнца. Не уверен, что вам удастся сделать с неё копию. По крайней мере, копия будет несопоставима с тем, что можно наблюдать в режиме "on-line" непосредственно из сети. (Именно поэтому редакция ZOOM не воспользовалась своевременно полученным от автора фотографий разрешением на публикацию в печатном издании.)

Благодаря тому, что не каждый может позволить себе (если не приобретать, то - быстро осваивать) все новинки программного обеспечения, "продвинутый" автор может некоторое время рассчитывать на неуязвимость своих авторских прав, не ущемляя при этом права на отдых миллионов пользователей сети и свободу информации.

Советы потенциальному автору (вместо послесловия).

1. Не задумывайся о правах и не читай дальше! (Если собираешься остаться альтруистом до конца жизни)

2. Срочно помести свои работы в сеть. (Сначала лучше те, которые уже где-то опубликованы)

3. Не увлекайся высоким качеством. (Нормальным людям 72dpi на экране достаточно, а полиграфическим пиратам кайф испортишь)

4. Купи цифровую камеру. (Потом сэкономишь на расходных материалах и сканировании)

5. Работай только с "цифрой". (Заодно поймёшь, как легко хакеру из твоей фотографии сделать то, о чём ты никогда не думал)

6. Будь готов поймать свой кадр. (Но не торопись поместить его в сеть: умение распорядиться своими правами иногда помогает изменить всю оставшуюся жизнь)

7. Люби историю. (И везде ставь свои тайные знаки, которые до поры до времени ничего не стоят)

8. Научись к каждому кадру "приаттачивать" свои выходные данные. (Вдруг некто захочет заказать высококачественный оригинал, а кому писать?)

9. Оцени возможности патентной защиты. ("Водяной знак" - хорошо, а товарный - лучше!)

10. Чти Гражданский Кодекс РФ. (Хлопот не оберёшься, если там скоро появится статья, приравнивающая твою "домашнюю страницу" к средству массовой информации, как только счётчик на странице покажет 1001 посетителя)

11. Не становись моим клиентом, когда жареный петух клюнет. (Давай познакомимся раньше!)

 

Пишите, авторы, пишите. Фотографируйте, размещайте,… Желаю удачи!