Распечатать

Интернет и право

Опубликовано: 28 января 1999 года

бизнес-адвокат, руководитель юридической фирмы
"Адвокатская контора А.Куприянова"
Московской областной коллегии адвокатов


Фундамент Ваших прав.

Для поисков юридически грамотного ответа на любой вопрос, касающийся правоотношений, возникающих вокруг Интернета, следует договориться о том, что такое Интернет. Интернет - не субъект, не предмет, а в целом, должно быть, даже и не объект права. Иначе говоря, с Интернетом нельзя спорить, с ним нельзя судиться и с него нельзя ничего получить. Более того, нельзя договориться со своим контрагентом по поводу Интернета в целом. То есть нельзя представить себе договор, в котором будет написано: «Иванову за Интернет причитается с Петрова рубль».

Возможно кому-то такая посылка кажется очевидной. Однако, пока, она не закреплена ни в одной международной и российской правовой норме и наряду с ней имеют место также обоснованные, но совершенно противоположные мнения.

Таким образом, примем вышеизложенную посылку за основу, поскольку она полностью укладывается в отечественную правовую систему. Соответственно каждый из вас может вступать в договорные отношения и предъявлять свои претензии лишь субъектам деятельности в Интернете: провайдерам, пользователям, разработчикам программного обеспечения, организациям связи и т.п., а также по поводу конкретных предметов сделок: аренды, купли-продажи, передачи каких-либо прав и проч. А объектом сделок при этом также оказываются какие-либо общеизвестные объекты гражданского оборота: вещи, интеллектуальная собственность и др.

Все сказанное в полной мере относится и к защите авторских прав.

Получается, что защита авторских прав, нарушенных в Интернете, ничем не отличается от аналогичных правоотношений, например, в прессе и на телевидении ?

Думаю, что дело обстоит именно так. Особенности заключаются лишь в том, что Российская правовая система в этой части не достаточно кодифицирована. Правильнее сказать вовсе не кодифицирована, то есть не включает достаточно полных нормативных актов, детализирующих отдельные признаки как соответствующих деликтов (причинения вреда), так и методов отграничения неправомерного использования авторских прав от правомерного. Кроме того отсутствует легальный порядок закрепления доказательств, важных для справедливого разрешения дела в суде, ведь представление информации в Интернете подвижно, как нигде в иной сфере.

Решение указанных вопросов дело будущего. Весь опыт преодоления подобных «болезней роста» в иных сферах хозяйственной деятельности, показывает, что сначала по какой-либо неурегулированной, но актуальной, правовой проблеме возникают отдельные судебные прецеденты, потом складывается противоречивая судебная практика. Например, в Москве суды решают однородные дела в пользу истца, а в Самаре - точно такие же в пользу ответчика. Затем такие дела в порядке обжалования сходятся в Верховном суде. И лишь вследствие всех этих процедур через немалое время принимается разъясняющий проблему правовой акт.

Поэтому, чем больше будет судебных решений по поводу Интернета, тем быстрее все прояснится и тем, меньший суммарный ущерб будет нанесен, в том числе и профессиональным дизайнерам.

Можно ли сегодня работать на не паханном правовом поле Интернета и не терпеть при этом убытки от тех лиц, которые понимают проблему авторских прав в нем, не так, как хочется самим авторам?

В рамках договорных отношений с клиентом решать такие задачи вполне возможно уже сегодня. Надо только грамотно и кропотливо составлять договоры с заказчиками. Поверьте опытному адвокату, тут нет ничего сверхъестественно, экстраординарного или неразрешимого. Аналогичные проблемы не раз с успехом разрешались в смежных областях, например, в области промышленного дизайна.

Другое дело внедоговорные нарушения авторских прав третьими лицами. Например, проблема частичного заимствования тех или иных идей, целых фрагментов или компоновок, не говоря уже о несанкционированном использовании целого объекта.

С внедоговорными нарушениями дело обстоит сложнее. На помощь при разрешении таких споров должны прийти «обычаи делового оборота». Они, как известно, входят в правовую систему России и международное право, наравне с писанными источниками. Отчасти, в Интернете такие обычаи, называемые «этикетом», имеются. Однако они пока не закреплены, принятыми в правоприменительной практике России методами и в полной мере не отвечают потребностям субъектов экономической деятельности в Интернете, ввиду того, что создавались в первую очередь для удобства функционирования некоммерческой сети.

Вот эти-то новые обычаи делового оборота надо активно создавать всей дизайнерской общественности, делать их общепринятыми и общепризнанными, хотя бы в России. Как создавать эти обычаи юридической теории также известно. Вряд ли удастся создать, что либо безупречно точное. Без экспертиз не обойтись. Значит нужны эксперты. Экспертов целесообразно объединять в профессиональные организации на корпоративной основе.

В целом при защите своих авторских прав заинтересованным лицам следует активнее действовать цивилизованными правовыми методами: в первую очередь это детально проработанные договоры, во вторую, юридически грамотное предъявление претензий, судебная защита, корпорационное противодействие и проч.

Спасение утопающих дело рук ваших адвокатов, господа бизнесмены от Интернета !


Здравствуйте, господа писатели!

Для уточнения подходов к вопросам защиты авторских прав WEB-дизайнеров, следует юридически определить создаваемый ими объект, сам процесс его создания и последующего отчуждения части авторских прав в пользу заказчика.

Без юридического описания исследуемого «процесса» защита ваших прав невозможна. Возможно это покажется, на первый взгляд, странным, но все вы, вовсе не художники, в юридически - литераторы. Но об этом ниже.

Кстати, в живой природе такое встречается сплошь и рядом. Например, тюлени, вовсе не рыбы, хотя и плавают, а почти медведи.

Вероятно полезно попытаться создать юридическое определение сайта в терминах Российского права, учитывая, что применяемая терминология складывалась в конце 80-х, начале 90-х годов.

Имеем признаки следующих понятий, определенных в ст. 4 Закона "Об авторском праве и смежных правах" (в редакции от 19 июля 1995 г.) - основном отраслевом законе рассматриваемой тематики, наряду с международными конвенциями, и отчасти с потерявшим актуальность законом "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (1992г.):

Итак, сформулируем следующее определение:

WEB-cайт есть программа для ЭВМ, представляющая, включенную в нее базу данных или иную информацию, в виде нового аудиовизуального или другого произведения, обнародование которого осуществляется путем сообщения (передачи в эфир или по кабелю) для всеобщего сведения, посредством технических средств, применяемых для связи между ЭВМ.

В изложенном тексте любое слово имеет вполне определенный и закрепленный в каком-либо российском законе юридический смысл.

Этот смысл с точки зрения общепринятой компьютерной терминологии может быть и не вполне точен, зато юридически правильно определенный объект правоотношений подлежит вполне конкретной правовой защите.

И исходя из этого определения, сайт-программу следует защищать не как изобразительное, а как литературное произведение. А при этом гораздо легче бороться с плагиатом.

Кроме того, тот факт, что в определении «завязано» столько самостоятельных объектов авторских прав - большой плюс. В суде можно защищать те права, которые в конкретном случае легче обосновываются.

Например, в одном случае права на программу, в другом на аудиовизуальное произведение, в третьем, на эскиз, в четвертом, на «другие произведения» (есть и такая категория), и так далее и тому подобное.

Огромный простор для профессиональной работы адвоката. Кстати, авторские права на базу данных подлежат самостоятельной защите.

До и не всегда необходимо сразу обращаться в суд. Зачастую достаточно правильно разъяснить проблему контрагентам, предъявить грамотную претензию и проблема решена.


«От тюрьмы и от сумы не зарекайся»
«Скупой платит дважды» (Шутки адвокатов)

Ликбез по заявкам потенциальных клиентов.

Что означает знак ©?

Определение этого символа дано в ст. 9 "Об авторском праве и смежных правах" (в редакции от 19 июля 1995 г.):

«1. Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов:

латинской буквы "С" в окружности: С;

имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

года первого опубликования произведения».

Авторское право в России не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты (ст. 6 п. 4, указанного выше закона).

Согласно ст. 13 закона "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (1992г.) программы для ЭВМ можно зарегистрировать.

Авторами могут признаваться только физические лица.

К какой категории гражданских прав относятся авторские права?

Гражданский кодекс РФ (ст. 129) относит авторские права (как оборотоспособные объекты) к интеллектуальной собственности, то есть результатам интеллектуальной деятельности физических лиц. Указанные права не относятся к имуществу (к вещам) и в бухгалтерским учете наряду с информацией причисляются к «нематериальным активам». Это их свойство важно при правильном исчислении налогов.

Соответственно стоимость этих активов не связана ни с какими материальными носителями, которые могут учитываться «на балансе» отдельно.

Автор обладает следующими неимущественными правами (ст. 15 закона об авторском праве): правом авторства, правом на обнародование сайта, правом на отзыв сайта (то есть правом отказа от обнародования, при условии возмещения убытков пользователю).

Эти права не отчуждаются вместе с отчуждением права на использование произведения.

Приобретая сайт, заказчик, понятно, не становится автором произведения, но имеет право его использовать на основании и в соответствии с договором определенный срок или бессрочно до отзыва.

Из интеллектуальной собственности, однако могут вытекать вполне имущественные права автора, перечисленные в ст. 16 закона об авторском праве: это исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом, в том числе на получение вознаграждения при их отчуждении.

Именно право использования сайта в Интернете обычно и отчуждается («продается»).

>Имеет ли заказчик право изменять тот дизайн, который ему продан ?

Сайт - как уже было показано - программа, являющаяся законченным произведением автора или группы соавторов.

Соответственно вопрос стоит примерно так: «Имел ли право Васнецов (кажется именно Васнецов ?) дописывать медведей в картину Шишкина, известную тем, кто не бывал в Третьяковке, по конфетам?»

Имел, но только с согласия автора. При этом Васнецов стал соавтором Шишкина.

А психопат-хулиган (не хочу воспроизводить его фамилию, дабы не уподоблять Герострату) испортил в Голландии картину Малевича и справедливо сидит теперь в тюрьме. Потому что спросить разрешения было уже не у кого и он назвал себя соавтором Малевича без законных оснований.

При этом не имеет никакого значения, где висит картина. Даже, если бы она принадлежала самому хулигану, он бы все равно «сел» (п. 5 ст. 6 Закона об авт. праве).

Программа не картина, а литературное произведение. Рукописи, всем известно, не горят. Поэтому уничтожить программу, как произведение искусства, невозможно (у автора найдется точная копия).

Тем не менее и в данном случае без разрешения автора изменять дизайн (перерабатывать произведение), то есть становиться соавтором, покупателю нельзя (п. 2 ст. 16 Закона об авт. праве).

Но имея ввиду специфику Интернета, объем недопустимых изменений должен, вероятно, определяться с учетом «обычаев делового оборота» (см. Фундамент Ваших прав).

Либо, что даже более плодотворно, следует предусматривать в договорах платный «авторский надзор», по аналогии с практикой, широко распространенной в архитектуре.

Может ли сайт, выполненный для какого-либо одного представительства инофирмы, использовать иное ее же представительство, в том числе в другой стране ?

Ответ на этот вопрос ищите в своем договоре с заказчиком.

Это и многое другое должно подробно и точно регулироваться в договоре, детально проработанном вашим адвокатом.

При отсутствии в договоре специального запрета или особого регулирования этого аспекта правоотношений дизайнера и заказчика - надо дать положительный ответ на поставленный вопрос, при условии, что в самом сайте ничего заказчиком не меняется.

Можно предположить, что само изменение графических элементов, связанных с названием страны, уже есть изменение дизайна. В этом случае можно говорить о варианте, рассмотренном в предыдущем вопросе. Кроме того, применительно к Интернету не совсем понятно, что есть в «другой стране».


Если у вас возникли вопросы, вы можете направлять их мне по электронной почте. Конкретные ситуации эффективнее разбирать в моем офисе.