English version
Поиск
Подписаться на новости Версия для печати


Применение авторского законодательства и законодательства о смежных правах при создании и использовании web – сайта в сети Интернет

Моисеева Ольга
amidofo@zvuki.ru 
Опубликовано: 21 октября 2000 года
Введение. Обоснование применения ГК и ЗоАП.
  1. Создание Произведения:
    1. Одним лицом;
    2. Несколькими лицами:
      1. Коллектив соавторов;
      2. Договор авторского заказа;
      3. Выполнение служебного задания;
      4. Использование ранее созданного произведения:
        1. С получением разрешения от правообладателей.
        2. Без получения разрешения от правообладателей.
  2. Ответственность за неправомерное использование.
  3. Обнародование и использование web-сайта.
  4. Заключение. Полнота законодательства и недостаточность практики.

Можно все же с уверенностью утверждать, что правовое регулирование создания и использования web-сайта относится все же к сфере не публичного права, а частного, то есть Гражданский кодекс РФ можно применять в качестве источника права. Поэтому в некоторых случаях можно использовать положения ст.6 ГК ("применение гражданского законодательства по аналогии") об аналогии закона и права.

Правовое положение web-сайта по российскому авторскому праву довольно очевидно: web-сайт является одним из объектов авторского права. В статье 7 ЗоАП приведен примерный перечень возможных объектов. Напрямую web-сайт в этот перечень не включен, но так как список не является исчерпывающим, то включение такого нового объекта является возможным и правомерным.

2.Web-сайт обладает всеми признаками, чтобы получать охрану в соответствии с положениями авторского права. Такой вывод можно сделать при анализе ст. 6 ЗоАП. Охрану получают произведения, обладающие следующими признаками:

  1.  
    1. произведение относится к сфере науки, литературы и искусства;
    2. произведения создается в результате творческой деятельности.

При этом не имеет значения ни назначение произведения, ни творческая ценность произведения, ни способ выражения произведения (единственное требование – это существование произведения в какой-либо объективной форме).

Также не имеет решающего значения было ли произведение обнародовано или нет. То есть для того, чтобы получать защиту авторским правом, автор не обязан постоянно обеспечивать онлайновый доступ посетителей к web-сайту в сети Интернет, произведение вполне может находиться на сервере без возможности доступа к нему пользователей сети Интернет.

2.1.

web-сайты, созданные усилиями только одного лица

2.2

использование Произведений других правообладателей

При этом возможно два варианта:

  1.  
    1. правообладатели принимают личное участие в создании нового произведения;
    2. правообладатели лично не участвуют.

Рассмотрим сначала более подробно первый вариант.

2.2.1.

соавторстве

При этом в соответствии с той же ст.10 ЗоАП произведение может представлять как неразрывное целое, так и состоять из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (здесь представляется возможным провести некоторую аналогию с вещным правом, в котором существует классификация вещей на "делимые" и "неделимые".) В случае, если произведение является неделимым, то авторы могут реализовывать свои права только совместно, а взаимоотношения между ними определяются соглашением, заключенным между соответствующими соавторами. При этом по абз.3 п.2 ст.10 ЗоАП ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить тот или иной вид использования произведения. (В качестве аналогии можно привести норму из гражданского права, целью которой является ограничение недобросовестного использования права: ч.1ст. 10 ГК "пределы осуществления гражданских прав" - не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах).

В том случае, если же созданное соавторами произведение является делимым (то есть часть произведения может быть использована независимо от других частей этого произведения), то ЗоАП (абз.2 п.1. ст.10) содержит диспозитивное положение о том, что такое независимое использование по усмотрению автора этой части возможно, если соавторы между собой не заключили соглашение об ином.

2.2.2.

другие варианты участия нескольких авторовдоговор авторского заказа

2.2.3.

выполнения служебного задания
  1.  
    1. размер авторского вознаграждение за каждый вид использования служебного произведения (то есть использование в данном случае будет заключаться в том, что это произведение будет включено в создаваемый web-сайт),
    2. порядок выплаты авторского вознаграждения,
    3. п.2 ст.14 ЗоАП содержит диспозитивное положение о том, что работодателю принадлежат исключительные права на использование служебного произведения. Тем не менее договором может быть установлено, что работодателю передаются только неисключительные права, что дает возможность автору (работнику) использовать произведение самостоятельно или давать разрешение третьим лицам на те или иные виды использования.

Но при любом виде использования произведения, созданного в порядке выполнения служебного задания, в соответствии с п.3 ст.14 работодатель имеет право указывать или требовать указания своего наименования. При этом надо отметить, что, как и в предыдущем варианте, работник не будет считаться входящим в коллектив соавторов, а web-сайт – созданным коллективом соавторов. Но личное участие во всех вышеперечисленных случаях присутствует.

2.2.4.

использования ранее уже созданных произведений

2.2.4.1

разрешение от правообладателя

2.2.4.2.

Как известно, в соответствии со ст.4 ЗоАП, "публичный показ, публичное исполнение или сообщение для всеобщего сведения" применительно к такому объекту, как фонограмма, определяются следующим образом: "любой показ, исполнение или сообщение (…) фонограмм (…) с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимаются ли (…) фонограммы, (…) в месте их сообщения или в другом месте одновременно с сообщением (…) фонограмм (…)". Применительно к сети Интернет этот пункт можно истолковать так::

Во-первых, Интернет несомненно является местом, открытом для свободного посещения. Или же местом, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи автора web-сайта. То есть элемент публичности присутствует.

Во-вторых, произведения, фонограммы, исполнения, постановки, а также передачи организаций эфирного или кабельного вещания могут восприниматься как одновременно с их сообщением в сеть (например, вещание радиостанций или телестанций напрямую через сеть), так и могут быть впоследствии воспроизведены с помощью различных программ. (Концерт, который сначала транслируется в формате RealVideo, а позже посетители web-сайта могут иметь возможность скачать или просмотреть сделанную запись). То есть действительно не имеет значения место восприятия произведения.

Следовательно, можно сделать вывод, что сеть Интернет в смысле законодательства об авторском и смежных правах может быть причислена к месту, где есть возможность публичного показа, публичного исполнения или сообщения для всеобщего сведения.

Что может дать такой вывод?

В соответствии с п.2 ст.38, производители фонограмм обладают правами разрешать публичное исполнение фонограммы, передачу фонограммы в эфир, сообщение фонограммы для всеобщего сведения по кабелю. Но ст.39 устанавливает случаи изъятий из этих прав, а именно – если фонограмма было опубликована в коммерческих целях, то при условии выплаты вознаграждения правообладателям не нужно испрашивать их согласие на использование фонограммы указанными способами.

Таким образом, если автор web-сайта с помощью своего произведения сообщает для всеобщего сведения опубликованную в коммерческих целях фонограмму (в формате RealAudio, например), или же позволяет ее публичное исполнение, то при условии выплаты вознаграждения производителю фонограммы и авторам произведений, использованных при создании фонограммы, то есть авторам музыки, текстов, анаранжировки и т.п.) автор web-сайта может не обращаться непосредственно к производителю фонограммы или к исполнителю для получения лицензии.

В соответствии с п.2 ст.39 сбор, распределение и выплата вознаграждения должны осуществляться организациями, управляющими соответствующими правами исполнителей и производителей фонограмм на коллективной основе. Можно сделать вывод, что Закон не позволяет самостоятельно заниматься этими видами деятельности ни исполнителям, ни производителям фонограмм. На сегодняшний день на территории Российской Федерации создано несколько организаций, занимающихся управлением авторскими или смежными правами (наиболее известная из них – некоммерческое партнерство "Российское общество по смежным правам" - РОСП). Тем не менее ни одна из организаций не включила в свои уставы положение о возможности соответствующих сборов на территории сети Интернет. Есть лишь несколько некоммерческих организаций, которые создаются специально с этой целью, но пока находящихся на той или иной стадии регистрации и к осуществлению своих функций по управлению смежными правами еще не приступившие.

Кроме того, совсем в этом году было объявлено об начале активной деятельности некоммерческой организации РОМС (российское общество по мульмедиа и цифровым сетям). К сожалению, единственный источник информации о целях и задачах данной организации – это краткие заметки в новостных лентах, а потому делать какие-либо выводы о целях и задачах этой организации, а также о ее роли в осуществлении коллективного управления правами пока не представляется возможным. Вероятно, впоследствии учредители представят для ознакомления хотя бы устав своей организации, чтобы можно было сделать вывод о правоспособности и дееспособности данной некоммерческой организации. Тем не менее, исходя из имеющихся на данный момент данных, становится ясным, что организация создана для управления только авторскими, но никак не смежными правами в сети Интернет. То есть собирать и распределять вознаграждение между обладателями смежным прав пока опять-таки некому, и даже если бы лица, использующие при создании web-сайта объекты смежных прав, не испрашивая разрешения у правообладателей на основе ст. 39 ЗоАП, решили бы выплачивать соответствующие вознаграждения, то нет ни одной организации, которая взяла бы на себя обязанность собирать и распределять такие вознаграждения.

3

  1.  
    1. признания права,
    2. восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению,
    3. возмещения убытков, включая упущенную выгоду,
    4. взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков,
    5. выплаты компенсации в сумме от 10 до 50000 МРОТов, (компенсация устанавливается по усмотрению суда общей юрисдикции или арбитражного суда – в зависимости от лица, которое подает исковое заявление)
    6. принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав.

К "иным предусмотренным законодательством меры" могут быть причислены некоторые способы защиты гражданских прав, содержащиеся в ст.12 ГК. Например, "самозащита прав". Специальная ст.14 ГК допускает самозащиту, но и одновременно в абз.2 ст.14 содержит ограничение: "способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения". То есть, учитывая специфику реализации правоотношений в сети Интернет, в качестве самозащиты может рассматриваться нарушение работы сервера, на котором были нелегально представлены какие-либо произведения. А превышением предела самозащиты будет нарушение работы не только сервера, но и провайдера, делающего возможным доступ к данному серверу

4

В случае уступки имущественных авторских прав на web-сайт автор сохраняет все личные неимущественные права. В отношении имущественных авторских прав (как исключительных, так и неисключительных) может быть совершена уступка как в пользу физических, так и юридических лиц (российских и иностранных) - при заключении соответствующего лицензионного договора. При этом могут быть уступлены права как на web-сайт в целом, так и на какие-либо его части (если позволяет структура web-сайта).

5.

Несмотря на то, что прямых упоминаний в ЗоАП об особенностях применения его положений в сети Интернет не содержится, тем не менее существует возможность толкования статей Закона для урегулирования отношений в сфере авторского права, которые возникают и развиваются в этой относительно новой области. В тех же случаях, когда применение способа толкования в практической деятельности становится невозможным, наиболее рациональным является внесение соответствующих дополнений и изменений в уже действующее законодательство.

В то же время существует ряд технических особенностей сети, которые существенно осложняют защиту авторских и смежных прав. Например, легкость создания копий в неограниченном количестве, и также легкость записи на жесткий диск персонального компьютера частей web-сайта (что в смысле ЗоАП является нарушением права на воспроизведение) делает каждого пользователя сети потенциальным нарушителем законодательства.

Именно поэтому в этой отрасли права так важен уровень правовой культуры и правосознания общества как, пожалуй, ни в каких других отраслях права. Очевидная несложность совершения правонарушения, а также внешняя безнаказанность приводит к тому, что чаще всего средний пользователь даже не отдает себе отчета, насколько часто он переступает грань правомерного использования объектов авторского и смежных прав.