Труды по архитектуре и рисунки Виктора Кочедамова Материалы о В. И. Кочедамове на выставке «ХУДПРОМ 100» (г. Омск)Материалы о В. И. Кочедамове на выставке «ХУДПРОМ 100» (г. Омск)
С 18 декабря 2020 года по 11 апреля 2021 года в Омском областном музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля (Врубелевский корпус, ул. Ленина, 3) действует выставочный проект «ХУДПРОМ 100», посвященный юбилею Сибирского художественно-промышленного техникума. «Сохраненная культура» предоставила материалы для этой выставки: фотографии, записи и проектные зарисовки из личного архива ленинградского архитектора, ученого и педагога Виктора Кочедамова (1912-1971), который имеет к Худпрому самое прямое отношение.
Уроженец Омска, В. И. Кочедамов поступил на архитектурное техникума в 1927 году, сразу после семилетней школы. А спустя четыре года, по окончанию Худпрома, начал работать архитектором, сначала в саратовском Промстройпроекте, затем в сталинградском Крайпогоре.
Недавний студент успешно проектировал школы, жилые дома, административные и общественные здания. Дом Легпрома и гостиницы «Интурист» и «Большая Сталинградская», построенные по проектам юного Виктора Кочедамова, определили архитектурный облик площади Павших Борцов, административного центра довоенного Сталинграда. Так что образование омский техникум давал очень серьезное.
«Худпром был открыт в Омске осенью 1920 года и просуществовал десять лет. Учебное заведение задумывалось еще на заседаниях дореволюционного «Общества художников и любителей изящных искусств Степного края», — говорит куратор музейного проекта Светлана Изотенко. — Тогда же были сделаны первые шаги по сбору средств на его создание. Поначалу училище называлось Художественно-промышленной школой, затем – Художественно-промышленным Практическим институтом, в 1923–1930 годах – Художественно-промышленным техникумом.
Задача перед ним стояла самая передовая: подготовить художников для работы на массовом производстве. Союз искусства и техники должен был обеспечить проникновение художественных форм во все сферы жизни: архитектуру, мебельную промышленность, полиграфию, текстиль. За десять лет омский Худпром дал стране и региону большое количество специалистов. Его выпускники работали промышленными рисовальщиками, техниками-руководителями, производителями работ в местхозах и различных трестах, на текстильных фабриках, в школах, издательствах, театрах, рабочих клубах сибирских городов».
Примечательно, что первый опыт подобного учебного заведения был реализован в Германии, всего лишь на год раньше: в 1919-м в Веймаре открылась государственная Высшая школа строительства и художественного конструирования Баухаус (#Bauhaus). Чуть позже, в декабре 1920 года, в Москве были созданы Высшие художественно-технические мастерские (#ВХУТЕМАС).
«Очень скоро техникумы аналогичного профиля появились в Ленинграде (тогда еще Петрограде), Воронеже, Вятке (Кирове), Нижнем Новгороде, Саратове, Екатеринбурге (затем Свердловске). В Сибири первой школой нового образца посчастливилось стать омскому Худпрому», — поясняет Светлана Изотенко.
Один из разделов выставки «ХУДПРОМ 100» посвящен выдающимся выпускникам омского Худпрома — архитекторам Омска, Новосибирска и других городов (Е. А. Степанову, Г. А. Капустину, В. А. Касаткину), живописцам (К. П. Белову, К. Н. Щекотову, Т. П. Козлову, художникам-графикам (Е. А. Крутикову и др.).
Имя В. И. Кочедамова занимает в этом списке почетное место: на выставке можно ознакомиться с его проектами, узнать биографию ученого и архитектора, впоследствии окончившего ленинградский Институт живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств, а затем более 20 лет возглавлявшего архитектурный факультет этого вуза.
В рамках круглого стола «Наследие и роль Худпрома в культуре Омска и Сибири», приуроченного к открытию выставки, известный омский историк и краевед, заместитель директора Омской государственной областной научной библиотеки им. А. С. Пушкина Алексей Сорокин презентовал интернет-версию 4-томника «В. И. Кочедамов. Труды по истории градостроительства c комментариями современных ученых». Напомним, что работу над этим изданием проект «Сохраненная культура» ведет с 2019 года. Все 4 тома доступны на нашем сайте в формате PDF: https://www.russianlaw.net/art/kochedamov/
Ссылка на пост о выставке в группе «Сохраненная культура» на Facebook - https://www.facebook.com/groups/savedculture/permalink/801121677140765/ Постоянный адрес этой страницы: www.russianlaw.net/art/kochedamov/trudy2/ |